МДОУ д|с №152 города Карталы

Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ. Консультация для педагогов.

15e317c069d442b9ce819bf578caf9cc.jpgЖизнь в ХХ1 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   на сегодняшний день  является проблема сохранения здоровья детей.

    Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).  Это – одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. От того, как прошли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни. Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для чего необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном учреждении. 

    Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.  Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Задачами здоровьесберегающих технологий являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Здоровьесберегающая образовательная среда включает в себя следующие компоненты:

Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения.


Рациональная организация учебно-воспитательного процесса 


Обеспечение полноценного питания детей в дошкольном образовательном учреждении.


Совершенствование системы физического воспитания.


Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.


Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.


Широкое использование программ образования в сфере здоровья.


Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.


Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья детей.


Организация работы по укреплению здоровья педагогов.


Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.


Проведение мониторинга здоровья.


 Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ.

  Растить детей здоровыми, сильными - задача каждого дошкольного учреждения, поэтому в современных условиях особо актуальным является внедрение в работу ДОУ инновационных  педагогических технологий Одной из сущностных характеристик здоровьесберегающей среды в детском саду является комфортное окружающее пространство (дизайн помещений, экологически чистые отделочные материалы, средовое соответствие санитарным и пожарным нормам, требованиям техники безопасности воспитанников и сотрудников):  во всех возрастных группах имеются микро-центры физической культуры и здоровья;

имеется зал для физкультурных и музыкальных занятий,

Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами  нашего дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.  Ежедневно с детьми проводим утреннюю гимнастику, которая   способствует повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия. Как правило, проводится традиционная гимнастика, которая включает в себя простые гимнастические упражнения с предметами или без них с обязательным введением дыхательных и корригирующих упражнений.  В течение дня используем различные  виды  здоровьесберегающих педагогических технологий.  Во время непосредственно образовательной деятельности проводим динамические паузы по мере утомляемости детей. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно проводим пальчиковую гимнастику в любой удобный отрезок времени.                                                                                                                                                                   Обязательным оздоровительным моментом в работе является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Здоровьесбережение – это создание таких условий образования (образовательного процесса, материально  - технического и бытового обеспечения), в которых имеющийся ресурс здоровья не растрачивался бы. (М.А. Беребин)

Здоровьесберегающие технологии – комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психофизического и психологического здоровья детей.
Примером профилактических и реабилитационных мероприятий могут служить: - точечный массаж (профилактика ОРЗ);
- глазодвигательная гимнастика (система специальных упражнений, производимых органами зрения с целью профилактики нарушений и улучшений зрительной функции);
- гимнастика мозга (специально разработанные упражнения, оказывающие тренирующее и корректирующее воздействие на кору больших полушарий мозга);
- дыхательная гимнастика (упражнения для развития и укрепления органов дыхания и профилактики заболеваний) и другие мероприятия – общий и профилактический массаж;
- занятия на тренажерах;
- различные виды закаливания в сочетании с физическими упражнениями  и плавание, оздоровительный бег на воздухе.

Здоровьесберегающее пространство детского сада – это совокупность условий, организуемых администрацией детского сада, всем педагогическим коллективом при обязательном участии детей и их родителей с целью обеспечения и укрепления здоровья дошкольников, создание оптимальных условий для работы педагогов.

 Подготовила Сучёк Ирина Владимировна заведующая.


18 марта 2015 в 19:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.